В конце периода Хань каллиграфия, которая уже считалась искусством, достигает своего апогея в развитии. Основным фактором, оказавшим влияние, стало усовершенствование кисти. После этого каллиграфия стала уделом элиты, самым изящным искусством.

Мастера каллиграфии того времени

Самым талантливым мастером, работавшем в стиле бафэнь считался Цай Юн. В XVII веке был признан каллиграф Шитао, работавший в стиле лишу. Кстати, примеры его работ хранятся Музее изобразительных искусств в Шанхае.

Стиль Кайшу

Каллиграфический стиль кайшу был создан в качестве модификации стиля лишу. Он, тем не менее, не появился вслед за ним, а развивался параллельно, в каком-то плане. Его можно характеризировать, как сокращённый, быстрый. Но это не скоропись. Скоропись – это стиль цаошу, который появился позже вышеупомянутых. Кайшу – это золотая середина, его даже назвали «регулярным стилем» или чжэньшу.

Пик его развития пришёлся на поздний период Хань. Кайшу особенно быстро развивался в течение четырёх сотен лет, начиная с постханьского периода и вплоть до танского. Образцом наивысшего мастерства в этом искусстве для художников цинского времени были вэйские надписи, которые создавались на каменных стелах.

Мастера Кайшу

Особый стиль был у мастера Цзинь Дунсинь и так называемых «Восьмерых чудаков из Янчжоу». Они сочетали все нормы как кайшу, так и лишу, благодаря чему и достигался такой необычный эффект, благодаря которому эти мастера стали так знамениты. Главной особенностью их работ были квадратные концы иероглифических черт.

Они писали исключительно вертикальной поставленной кистью для каллиграфии. Так обычно делали при нанесении на фарфоровую основу глазурной росписи. От этого, кстати, пошло название особенного стиля «глазурной росписи» – цзишу. Шикарный образец работы Цзинь Дунсиня в наше время хранится в Шанхайском музее.

Самым признанным и талантливым каллиграфом, «патриархом» кайшу, всё-таки, считался Чжун Ю. Одна из его работ – «Го кэ цзюэ бяо», которая была выгравирована на камне, ценится больше всех.