Самым распространенным и популярным видом искусства на Востоке является каллиграфия (седо, то есть «путь письма»). Это искусство является национальным пристрастием, общей эстетической натурой и характером, воспитанное в японцах и китайцах с самых малых лет, с младенчества. Прекрасные стихи, музыка и картины встречаются, как известно, не так уж часто, а вот блестящая и уникальная каллиграфия весьма распространенное явление в Японии и Китае, в любой части страны и в любой период времени.
В Древнем Китае мастера каллиграфии почтительно назывались «Четыре драгоценности кабинета». Это название появилось неслучайно. Мастера уделяли огромное внимание бережному использованию и выбору следующих предметов. Во-первых, это кисть для письма, в-третьих, это чернильница, в-четвертых, это тушь для каллиграфии и, в-пятых, это бумага.
Сегодня в Японии это древнее искусство получило новое дыхание, а современные мастера каллиграфии применяют шесть предметов:
1. Ситадзики: мягкая, чёрная циновка.
2. Бунтин – это металл, которым прижимается бумага во время письма.
3. Фудэ, то есть кисть. Есть большая кисть для написания больших элементов и маленькая, которой выводятся символы имени художника.
4. Ханси. Это особая и тонкая бумага для письма. Обычно она изготавливается из рисовой соломы. Как правило, это Васи – стандартная японская бумага, которую делают вручную.
5. «Судзури» называют тяжелый сосуд черного цвета для чернил.
6. И последнее. Суми или тушь для письма. Это твёрдый материал черного цвета, в который добавляется вода методом втирания, откуда и получаются чернила. В эту массу макается кисть.
Чтобы овладеть искусством каллиграфии, нужно изучить основные навыки письма, причем в разном стилистическом стиле, знать теорию иероглифики и историю каллиграфии, а также познакомиться с традиционной культурой и языком Японии.