
В Эпоху Эдо (примерно 1600-1868 года) в японской каллиграфии появились следующие декоративные стили: дзёрури-модзи и кабуки-модзи, которые использовались, главным образом, для программ и афиш театров Дзёрури и Кабуки. Искусство японской каллиграфии, где очень важны некоторые психофизические стороны творческого процесса, которые связаны в первую очередь с физической и духовной подготовленностью художника, а также со спонтанностью исполнения, требованиями максимальной сосредоточенности.
Все это способствовало испытанию огромного воздействия практики и эстетики дзэн-буддизма.
Иероглиф «До»
Каллиграфия в дзэн считается отличным средством медитации, духовным завещанием мастера, своеобразным путем познания, учебным пособием и в каждом случае – это вариант или образец высшей самоотдачи и искренности, гармоничной безыскусности и экспрессии. Поэтому термин «бокусэки» (или след туши) использовался в Японской каллиграфии с XV столетия главным образом по отношению именно к дзэнскому направлению. Надо сказать, что восприятие японской каллиграфии требует от мастера определенного уровня духовной и интеллектуальной культуры, ведь необходимо не просто понять то, что написано, а очень важно увидеть и прочувствовать, как это написано.
Иероглиф «Аи»
Японская каллиграфия современности сохраняет традиции, сложенные многими веками. К тому же она постоянно создает и отлично развивает новые направления. Сравнительно недавно, в 1948 году, мастера написания иероглифов создали Ассоциацию мастеров каллиграфии современности, которая и в настоящее время считается одним из главных объединений в данной сфере. Эта организация каждый год устраивает уникальные выставки в трех вариациях. Первая – это копии древних образцов, вторая – произведения известных современных мастеров, на третьей проходит показ работ каллиграфов наивысшего класса.
Иероглиф «Раку»
В XXI столетии под влиянием извне, благодаря внутренним японским культурным инновациям, в каллиграфию Японии все чаще начинают быстро проникать авангардистские приемы, декоративные и абстрактные мотивы, передающие эстетические стереотипы восприятия и традиционные представления этого вида изобразительного искусства, традиционно считающегося японским.