Восточная каллиграфия издавна считается предметом восхищения. Написать непонятные нам знаки, а потом ещё и читать их, получать удовольствие от написания и прочее – это для нас экзотика, посему, впоследствии такого нереального интереса к чему-то, полностью противоположному к тому, к чему мы привыкли, такое явление как каллиграфия обвилось миллионами легенд. Причём не все из них можно принять за правду.

У специалистов по «делам тонким каллиграфическим» существует два мнения по поводу зарождения каллиграфии как таковой. Одни яро придерживаются того мнения, что каллиграфия – это искусство, нуждающееся в полном расслаблении и знаниях глубокой медитации. Они полагают, что это полностью духовное явление и произошло оно тоже в Древнем Китае чисто из каких-то ментальных побуждений великих мудрецов, познавших дзен. Да, всё это имеет право на существование, так как древнекитайская конфуцианская цивилизация правда поражает своей безграничностью, духовностью и мудростью. Абсолютный покой обретали лишь мудрейшие монахи, они-то могли и взять из недр разума образ такого занятия как каллиграфия, которое потом переродилось в великое искусство, которому будущие каллиграфы учатся всю свою жизнь.

Другие же считают, что это искусство, без споров, но произошедшее не по духовным причинам мудрых древних китайцев, а просто от желания давних восточных аристократов убить время и скуку. Ведь это сейчас можно посмотреть телевизор, посидеть в Интернете, послушать музыку и так далее. А обретать мудрость и познавать состояние полного спокойствия в то время желали явно не все аристократы.

Обе стороны могут быть правы, каждый человек решает для себя сам, как представлять то или иное явление или действие, поэтому немного из сухих фактов: обычай каллиграфического письма был начат ещё в V — VII столетиях до нашей эры, когда в язык понемногу начали входить иероглифы. Это для Японии.

В Китае каллиграфия вообще стала побочным явлением от даосизма, откуда белый и чёрный цвета представляли пергамент и чернила. Балансом этих цветов они наводили порядок в своём духовном мире.

В Японии каллиграфия входит в список традиционных искусств – ваби-саби.

Каллиграфия тренирует усидчивость, внутренний баланс, память, внимание и способность к концентрации. Все эти черты являются важными при формировании духовности.