Каллиграфия в дзэн считается методом медитации, а также путем познания, можно сказать учебным пособием или неким духовным завещанием мастера. Это образец высокой искренности, безыскусности, гармоничной экспрессии и самоотдачи. Недаром термин «след туши» или «бокусэки», как в Японии называли каллиграфию, с 15 века применяли главным образом для обозначения дзэнского направления.

Чтобы правильно понимать каллиграфию, необходим определенный уровень моральной, духовной и интеллектуальной культуры, ведь требуется не только просто понять написанное, здесь важно увидеть, а потом почувствовать, каким образом мастер это написал.

Современная японская каллиграфия бережно хранит многовековые традиции, на базе которых формирует и развивает инновационные направления. Сегодня одним из главных объединений в данной области является Ассоциация современных мастеров каллиграфии, которую создали в 1948 году. Каждый год эта организация проводит выставки, причем в трех вариантах. Одна выставка показывает копии древних образцов, на другой можно посмотреть произведения современных мастеров, на третьей проводится показ работ каллиграфов особого, высшего класса.

В XXI столетии под влиянием внутренних культурных инноваций Японии, а также извне в каллиграфии все чаще начинают появляться авангардистские приемы, декор и абстрактные мотивы, которые трансформировали эстетические стереотипы понимания, восприятия и традиционные представления данного изобразительного искусства, относящегося традиционно к японскому виду.

Ветры перемен, которые сегодня веют над Японией, не прошли мимо и этой сферы японской культуры. Каллиграфические произведения включают в себя множество оттенков настроения, например, блаженство, счастье, грусть, восхищение. Это все начинают применять в качестве современного элемента дизайна интерьера, то есть стилизуется под требования и нормы нового времени.