Японскими идеалами красоты являются утончённость и простота узоров. У азиатов вообще повышенное чувство гармонии во всём. Оно пронизывает буквально каждую отрасль их жизни. И искусство не является исключением.

Тайна японского искусства в том, чтобы читать между строк, видеть между черт и оттенков цветов. Автор даёт наводку на своё видение чего-либо, а читатель/зритель догадывается до истины самостоятельно. Искусство Японии – это айсберг. На бумаге нам видна лишь вершина, а всё остальное скрыто. Японцы считают, что идеал изобразить невозможно. Его можно только прочувствовать. Поэтому авторы дают лишь наводки на своё видение прекрасного.

Развитие японской живописи

Искусство рисунка тушью пришло в Японию из Китая, во время правления династии Сун (960-1274). Оно изначально было очень тесно связано с каллиграфией.

Живопись достигает пика своей популярности в эру Муромати (1338-1573). Изначально авторы использовали чернила, которые привозили из Индии, они же применялись и в каллиграфии. Картины были одноцветными, но это не отнимало у них ни доли утончённости и красоты.

Дзэн-монахи смогли сделать японскую живопись духовным наследием страны. Двое самых выдающихся художников были монахи Дзёсэцу и Сюбун.

Позже известными стали Сэссю Тоё и Сэссон Сюкэй. Сэссю смог полностью передать весь японский утончённый менталитет в своих работах. У него была серия пейзажей, которая отобразила природу Японии всего несколькими чертами. В рамках подборки были такие картины, как: Пейзажи Четырех Сезонов, Осенние и Зимние Пейзажи, Пейзажи.

Живопись сумиэ – так называлось направление рисунка, схожего с каллиграфией – базируется на спонтанности исполнения. Если черта была проведена, её нельзя убирать или замазывать, иначе это будет лживое отражение души автора. Именно поэтому в искусстве так важен опыт и безошибочный инстинкт к рисунку. Также важна концентрация внимания. Всё, как при создании каллиграфических работ.

Во времена периода Эдо известными мастерами сумиэ были Хакуин Экаку (1685-1768) и Сэнгай Гибон (1750-1837). Они создавали очень простые рисунки с глубоким смыслом. Для изображения чего-либо им нужно было сделать всего несколько мазков кистью по бумаге.

Сумиэ отображает идеологию дзэн-буддизма. Она пренебрегает любыми правилами рационального мышления и обращена исключительно на интуиции человека.

Также многие рисунки заставляют улыбнуться. К примеру, работа Сэнгая – «Медитирующая Лягушка». На рисунке изображена улыбающаяся лягушка, а вверху написано: «Дзэн медитации приведут человека к состоянию Будды».

Одной из центральных фигур искусства сумиэ был мастер Хакуин Экаку. Он с самой молодости изучал каллиграфию, но сжёг все свои учебные работы, когда увидел творчество непрофессионала Дайгу Сётику. Экаку понял, что для создания рисунков главное отнюдь не технические навыки, а само выражение человеческой души. Иначе для чего вообще творить?