В современной Японии искусство каллиграфии обрело второе дыхание и начало развиваться в новом русле. Естественно, вместе с этим в создание работ пришли новые инструменты для каллиграфии. В частности, появилось несколько дополнительных инструментов.

Рассмотрим их.

Ситадзики – это мягкая чёрная циновка.

Бунтин – это специальный металлический брусочек, которым прижимают бумагу во время создания каллиграфической работы.

Ханси – дополнительный инструмент для каллиграфии, который представляет собой специальную очень тонкую бумагу , изготавливаемому по традиции из рисовой соломы. Сейчас часто также используют Васи – бумагу ручного изготовления.

Фудэ – это модернизированная кисть для каллиграфии. Есть большая кисть для написания больших иероглифов и маленькая – для написания имени художника на бумаге.

Судзури – это чёрный тяжёлый сосуд для чернил.

Суми – сами чернила, или тушь для написания иероглифов. Она представляет собой изначально твёрдый чёрный материал, в который потом втирается жидкость для создания чернила, а затем мокают туда кисть и пишут иероглифы.

Овладение каллиграфией

Процесс овладения каллиграфией включает в себя несколько этапов. Для этого нужно изучить основы письма в разной стилистической манере. Параллельно нужно изучить историю каллиграфии и основные теории иероглифики. Более того, нужно ознакомиться с традиционной и философской культурой Японии и языком посредством каллиграфии.

Стили написания иероглифов в Японии

Существует несколько стилей написания.

Кайсё – это устав. Одна линия пишется сразу за другой. После завершения написания одной черты кисть нужно обязательно оторвать от бумаги. Черты прописываются с чёткостью, от чего иероглифы становятся квадратными. Такой стиль написания похож на теперешний алфавит «катакана», который используется для написания заимствованных слов и некоторых сленговых единиц. Он наиболее соответствует типографической печати иероглифов, которая используется в Японии в наше время для печати газет и книг.

Гёсё – это полукурсив, который представляет собой быстрое написание иероглифов. Линии выглядят более плавно и округлённо. Этот стиль соответствует японской азбуке «хирагана», которой пишутся некоторые слова и все окончания глаголов и прилагательных.

Сосё – это курсив. Представляет собой быстрое, стремительное написание иероглифа в несколько движений, после чего иероглифы выглядят немного смазано, а черты – менее чётко. Кисть от бумаги практически не отрывается.

Основы всех стилей каллиграфии Японии создавались на представлениях о том, что написанные иероглифы должны доставлять тем, кто их создаёт и кто на них смотрит, эстетическое удовольствие. По значению надпись должна быть также приятна, как и стиль её написание. Именно от соединения всех этих факторов и распространился культ каллиграфии по всей Японии.